Имя Джеффа Бека
занимает почетное место в истории рок-музыки. Еще будучи учеником Уимблдонского колледжа искусств и играя на гитаре в местной
группе, он был рекомендован в легендарный
ансамбль The Yardbirds
самим Джимми Пейджем. Здесь он сменил Эрика
Клэптона,
отыграв в «Дворовых птичках» два года. (На слэнге название группы
означает «Заключенные» или еще «Салаги».) Но даже за
такой короткий период он сумел привнести
в общее звучание команды немало новых
оригинальных гитарных риффов.
В начале 1967 года Бек
собирает собственную группу, в которую вошли такие известные
персоны рока, как Рон Вуд, Род Стюарт и
Рэй Кук. Композиции Бека усложнились, в них
зазвучали джазовые нотки. С тех пор Бек поиграл и подписывался со многими известными
музыкантами. Среди его друзей были басист Тим
Богерт, барабанщики Кармин Эппис и
Кози Пауэлл, гитарист Эрик Клэптон и многие другие. Да
и переиграл Джефф Бек, по мнению критики, все направления рока: джаз,
блюз, хард.
В
начале 80-х Джефф практически исчезает со страниц
музыкальной прессы, становится «отшельником»,
приобретя хобби богатых рокеров 60-х
годов – прожигает жизнь на границе Восточного Суссекса и Кента в
построенном в 1591 году тюдоровском замке. Его английское поместье Шепердс Буш помнит еще времена Шекспира, а сам Джефф (романтик по натуре, которому в этом году исполняется ни много ни
мало – 50 лет) подобно Робин
Гуду носится по зеленым лужайкам с арбалетом,
вгоняя стрелы в деревянные мишени.
Бек так и не женился, хотя с
ним и живет белокурая Сандра Джейн, которая подает ему по утрам традиционный кофе с
шоколадным бисквитом. Известная в
сравнительно недавнем прошлом британская
супермодель привносит свой шарм в мрачную кирпично-красную архитектуру
средневекового Шепердса.
И все же сегодня вряд ли кто вспомнил бы старика Джеффа, как это сделал, например, журнал «Роллинг
Стоун», если бы не одно событие. Несмотря на свой непостоянный характер и лень (ведь Джефф за
последние 14 лет выпустил всего три альбома), недавно соратник Пейджа разродился сразу двумя альбомами, да еще какими!
Первая работа – “Сумасшедшие ноги” –
посвящена
гитаристом кумиру его юности Джину Винсенту и рок-н-ролльной
команде «Блю Кэпс». При поддержке
возрожденной британской группы «Биг
Таун Плэйбойз» вокалиста Майка Санчеза Бек восстановил ранние записи «Кэпс» конца
50-х годов.
Сам Бек признается, что на
его гитарную технику существенно повлиял Клифф Гэллап (гитарист в группе Джина Винсента) Джеффу
было двенадцать лет, когда он впервые увидел фильм «Девушка не может
помочь» и
услышал в нем знаменитый хит «Блюджин Бап!»
— Моя сестра принесла мне как-то пластинку Винсента, – вспоминает Бек.
– Это было наибольшим потрясением в моей жизни.
Несмотря
на то, что старину Джеффа считают в первую очередь
блюзовым гитаристом, великолепно исполняющим композиции Уотерса, Кинга, Альберта, сам он утверждает, что всегда находился
под влиянием рокабильной игры гитариста Гэллапа.
Как мы уже упомянули, в “Сумасшедшие ноги” вошли ранние композиции Винсента (кроме затасканной всеми «Би-Бап-а-Лула»). И несмотря на то, что
сегодня техника звукозаписи применяет всевозможные достижения системы Hi-Fi, Беку и его друзьям удалось донести до нас дух
пятидесятых.
За
свою карьеру, – говорит Бек, – я впервые так громко играл, и вам трудно понять, что это за музыка. Я много занимался, чтобы
прочувствовать игру Клиффа Гэллапа. Когда начинаешь играть что-то
новое, ощущение, будто ты едешь нагишом на велосипеде по Оксфорд-стрит.
Зато потом, когда начинает вырисовываться то, что ты хотел сделать,
– полный восторг.
Скотти Мур, Джеймс Бартон, Гэллап
(умер в 1989 году) были великими музыкантами, –
утверждает Бек. –
Но они прошли незамеченными, да и сами они не смогли понять своего гения.
Конечно, было бы ошибкой считать Бека полным отшельником. Редко, но метко он привлекает внимание широкой общественности. В 1990 году вышел полный комплект его записей “Беколоджи”.
Отзывы были самыми лестными. А Джефф в
это время, как всегда, упражнялся в стрельбе из арбалета. Постреливал и
подумывал о... новом проекте, А поскольку в душе Бек оставался вполне мирным парнем,
нотки мира и любви очень отчетливо прозвучали в его новой
работе: кинофильме
«Жилище Фрэнки». «Здесь было где разгуляться моему
воображению», – говорит Джефф.
Несмотря на то, что двухсерийный саундтрэк трудно
поставить по значимости рядом с “Ногами”, Бек работал над «Фрэнки» с огромным энтузиазмом. Фильм,
рассказывающий о вьетнамской войне, стал
прекрасным холстом, на который Бек широкими
мазками накладывал свои риффы. «Я хотел, чтобы фильм при помощи моей музыки
проник в сердца людей», –
объяснял свою концепцию гитарист.
В записи инструментальных композиций Беку помогал клавишник Джед Либер (отпрыск известного поп-хитового дуэта Либер–Столлер). Музыкальная критика благосклонно
приняла саундтрэк Бека, в очередной раз
отмечая его талант и прозвучавшие в нем
глубоко личные нотки.
Два года назад британская газета «Обсервер» открыла
секцию знаменитых гитаристов. Туда вошли Дэвид Гилмор, Брайан Мэй, Гэри Мур и другие. А наш герой Джефф Бек отстоял от них на целую милю Конечно,
впереди. Так, может быть, не зря его гитару назвали святой?
|