источник:

  7 1994 стр. 35

рубрика:

MUSICAL SHOP

 

тема:

Джефф Бек

 

автор:

С.Л.

 

статья:

ВОЗВРАЩЕНИЕ «ОТШЕЛЬНИКА»

 

 

 

Имя Джеффа Бека занимает почетное место в истории рок-музыки. Еще будучи учеником Уим­блдонского колледжа искусств и играя на гитаре в местной группе, он был рекомендован в легендар­ный ансамбль The Yardbirds самим Джимми Пей­джем. Здесь он сменил Эрика Клэптона, отыграв в «Дворовых птичках» два года. (На слэнге название группы означает «Заключенные» или еще «Са­лаги».) Но даже за такой короткий период он сумел привнести в общее звучание команды немало новых оригинальных гитарных риффов.

В начале 1967 года Бек собирает собственную группу, в которую вошли такие известные персоны рока, как Рон Вуд, Род Стюарт и Рэй Кук. Компози­ции Бека усложнились, в них зазвучали джазовые нотки. С тех пор Бек поиграл и подписывался со многими известными музыкантами. Среди его друзей были басист Тим Богерт, барабанщики Кармин Эппис и Кози Пауэлл, гитарист Эрик Клэптон и многие другие. Да и переиграл Джефф Бек, по мнению критики, все направления рока: джаз, блюз, хард.

В начале 80-х Джефф практически исчезает со страниц музыкальной прессы, становится «от­шельником», приобретя хобби богатых рокеров 60-х годов – прожигает жизнь на границе Восточ­ного Суссекса и Кента в построенном в 1591 году тюдоровском замке. Его английское поместье Ше­пердс Буш помнит еще времена Шекспира, а сам Джефф (романтик по натуре, которому в этом году исполняется ни много ни мало 50 лет) подобно Робин Гуду носится по зеленым лужайкам с арба­летом, вгоняя стрелы в деревянные мишени.

Бек так и не женился, хотя с ним и живет белоку­рая Сандра Джейн, которая подает ему по утрам традиционный кофе с шоколадным бисквитом. Известная в сравнительно недавнем прошлом британская супермодель привносит свой шарм в мрачную кирпично-красную архитектуру средне­векового Шепердса.

И все же сегодня вряд ли кто вспомнил бы ста­рика Джеффа, как это сделал, например, журнал «Роллинг Стоун», если бы не одно событие. Не­смотря на свой непостоянный характер и лень (ведь Джефф за последние 14 лет выпустил всего три альбома), недавно соратник Пейджа разро­дился сразу двумя альбомами, да еще какими!

Первая работа “Сумасшедшие ноги” посвя­щена гитаристом кумиру его юности Джину Вин­сенту и рок-н-ролльной команде «Блю Кэпс». При поддержке возрожденной британской группы «Биг Таун Плэйбойз» вокалиста Майка Санчеза Бек восстановил ранние записи «Кэпс» конца 50-х годов.

Сам Бек признается, что на его гитарную тех­нику существенно повлиял Клифф Гэллап (гита­рист в группе Джина Винсента) Джеффу было две­надцать лет, когда он впервые увидел фильм «Де­вушка не может помочь» и услышал в нем знаме­нитый хит «Блюджин Бап!»

— Моя сестра принесла мне как-то пластинку Винсента, – вспоминает Бек. – Это было наиболь­шим потрясением в моей жизни.

Несмотря на то, что старину Джеффа считают в первую очередь блюзовым гитаристом, велико­лепно исполняющим композиции Уотерса, Кинга, Альберта, сам он утверждает, что всегда находился под влиянием рокабильной игры гитариста Гэллапа.

Как мы уже упомянули, в “Сумасшедшие ноги” вошли ранние композиции Винсента (кроме зата­сканной всеми «Би-Бап-а-Лула»). И несмотря на то, что сегодня техника звукозаписи применяет всевоз­можные достижения системы Hi-Fi, Беку и его друзьям удалось донести до нас дух пятидесятых.

За свою карьеру, говорит Бек, я впервые так громко играл, и вам трудно понять, что это за музыка. Я много занимался, чтобы прочувствовать игру Клиффа Гэллапа. Когда начинаешь играть что-то новое, ощущение, будто ты едешь нагишом на велосипеде по Оксфорд-стрит. Зато потом, когда начинает вырисовываться то, что ты хотел сделать, полный восторг.

Скотти Мур, Джеймс Бартон, Гэллап (умер в 1989 году) были великими музыкантами, утверж­дает Бек. Но они прошли незамеченными, да и сами они не смогли понять своего гения.

Конечно, было бы ошибкой считать Бека пол­ным отшельником. Редко, но метко он привлекает внимание широкой общественности. В 1990 году вышел полный комплект его записей “Беко­лоджи. Отзывы были самыми лестными. А Джефф в это время, как всегда, упражнялся в стрельбе из арбалета. Постреливал и подумывал о... новом проекте, А поскольку в душе Бек оста­вался вполне мирным парнем, нотки мира и любви очень отчетливо прозвучали в его новой работе: кинофильме «Жилище Фрэнки». «Здесь было где разгуляться моему воображению», говорит Джефф.

Несмотря на то, что двухсерийный саундтрэк трудно поставить по значимости рядом с “Но­гами”, Бек работал над «Фрэнки» с огромным энтузиазмом. Фильм, рассказывающий о вьетнамской войне, стал прекрасным холстом, на который Бек широкими мазками накладывал свои риффы. «Я хотел, чтобы фильм при помощи моей музыки проник в сердца людей», объяснял свою концеп­цию гитарист.

В записи инструментальных композиций Беку помогал клавишник Джед Либер (отпрыск извест­ного поп-хитового дуэта ЛиберСтоллер). Музы­кальная критика благосклонно приняла саундтрэк Бека, в очередной раз отмечая его талант и прозвучавшие в нем  глубоко личные нотки.

Два года назад британская газета «Обсервер» от­крыла секцию знаменитых гитаристов. Туда вошли Дэвид Гилмор, Брайан Мэй, Гэри Мур и другие. А наш герой Джефф Бек отстоял от них на целую милю Конечно, впереди. Так, может быть, не зря его гитару назвали святой?

 

.


© 2006 SEVEROCK-NBA.narod.ru

При использовании авторских материалов сайта

ссылка на severock-nva.narod.ru обязательна.


 

 

 

 

Hosted by uCoz